Раньше Джокович был шутом и мастером пародий. Они не нравились Надалю, но болельщики кайфовали

0
78

Прошлое Джокера.

Раньше Джокович был шутом и мастером пародий. Они не нравились Надалю, но болельщики кайфовали

Церемония награждения «Мастерса» в Риме 2009 года – одно из самых неловких теннисных событий в новейшей истории. В финале Рафаэль Надаль обыграл Новака Джоковича: серб дважды отыгрывал брейк в первом сете, отдал партию только на тай-брейке, и после этого силы кончились – 7:6, 6:2. Рафа стал первым четырехкратным чемпионом в истории римского турнира, а Новак пропустил Маррея на третью строчку рейтинга.

А дальше было странно. Расстроенного Джоковича, на втором грунтовом турнире подряд проигравшего Надалю, попросили показать пародию на испанца. Это выглядело не только неуместно, но даже как-то жестоко и унизительно: Рафа в обнимку с трофеем вынужденно хохочет над соперником, которому явно не терпится уйти в раздевалку. Даже если вывести поражение за скобки, Новаку явно было неудобно шутить над Надалем у него на глазах, и он дважды попросил его не обижаться.

Вскоре после этого пародии, которые какое-то время были основой образа Джоковича, исчезли из его репертуара. А потом он стал великим.

***

Джокович всегда был артистичным, но показывать пародии публично начал, только когда поднялся в рейтинге и закрепился в основном туре. Он хотел, чтобы коллеги сначала узнали его поближе и понимали, что это не высмеивание, а добродушная сатира. Став топ-игроком, Новак перенес свои карикатуры на тренировочные корты: «На первых порах я делал пародии в конце тренировок, чтобы расслабиться, повеселиться и развлечь тех, кто пришел на меня посмотреть».

В 2007 году к нему пришла слава. Катализатором стало всплывшее на US Open видео из раздевалки, в котором он притворялся Надалем, Шараповой, Роддиком, Федерером, а еще такими легендами, как Рубен Рамирес-Идальго и Филиппо Воландри.

Изображать Федерера было сложнее всего: «Он для меня слишком идеальный. К тому же у меня не длинные волосы». Зато Надаль и Шарапова стали основой программы Джокера. Пародия на Рафу всем нравилась, потому что серб приспускал шорты, чтобы сымитировать коронные для тех времен бриджи Надаля, и повторял легендарное движение, которым тот их сзади поправлял. А для преображения в Шарапову Джокович становился очень женственным и в особенный восторг приводил всех, если под рукой оказывался светлый парик.

Через несколько дней после появления того видео Новака попросили показать пародии на центральном корте US Open после четвертьфинальной победы над Карлосом Мойей. Испанец, который тогда еще был успешнее Джоковича, прокомментировал выступление: «Это талант, и у него очень хорошо получается. Если не добьется успеха в теннисе, то, может быть, получится построить карьеру на этом».

***

Пародии стали хитом, и Новака везде просили их показывать – к месту и нет. Как в анализе эволюции Джоковича писала The New York Times, «больше его матчей запоминались выходки его альтер-эго, Джокера, который выступал с жутко похожими пародиями своеобразных манер других игроков».

Так и возник римский эпизод, неловкости которому добавляло то, что Надаль вообще-то не был особым поклонником творчества серба. Джокович потом рассказывал, что никогда не хотел никого обижать, и коллеги поняли его замысел и смеялись вместе с ним. Но Рафе пародии не нравились, и даже ходит байка, что он просил своего агента разобраться в ситуации и прекратить эти шутки.

Раньше Джокович был шутом и мастером пародий. Они не нравились Надалю, но болельщики кайфовали

Подтверждения этому нет, зато есть цитата Надаля 2008 года: «Я считаю, что теннис – это не шоу. Это спорт. По-моему, звездой должен быть теннис, а не какие-то пародии. И я думаю, что если люди хотят смотреть теннис, то они хотят видеть игру, а не пародии». Так что было бы очень интересно посмотреть реакцию испанца, если бы финал в Риме он проиграл.

***

Та церемония награждения явно стала переломным моментом, потому что со временем Джокович от пародий отошел. Позже он объяснял: «Они стали слишком натужными. Меня вынуждали их делать, когда мне не хотелось. Первые пару раз было весело, но потом стало натужно, и я уже не хотел этим заниматься».

Кроме того, слава имитатора вмешивалась в основную работу Новака. «Я подаю при счете 4:4, 30:30, важный матч. И кто-то орет: «Эй, Новак, покажи Шарапову. Нам это нравится. А то слишком скучно». Люди хотели, чтобы я их смешил», – рассказывал серб в интервью в 2012-м.

В 2011 году, когда Джокович выиграл первый 41 матч сезона, три «Больших шлема» и стал №1, пародий на корте он уже не показывал. В связи с этим ESPN писал про обновленные отношения с Надалем, которого серб победил в семи финалах подряд: «Теперь Джокович имитирует соперника на куда более впечатляющем уровне – он тоже стал чемпионом». Исключением из моратория стала только промоакция Head с Марией Шараповой.

Сейчас пародии Новака стали редкостью, которую он бережет для особых случаев (показывал нового тренера Бориса Беккера на Australian Open-2014), выставочных матчей (например, в 2013-м набил полотенец под футболку для образа Серены Уильямс) или пресс-конференций после исторических побед. Если раньше шутовство серба упоминалось почти в каждом большом профайле в медиа, то теперь новые теннисные болельщики могут даже и не узнать, что когда-то он был Джокером. Комедийное прошлое переписали великие достижения.

Джокович спародировал итальянского журналиста. Тот в 80-е возил Макинроя за бриллиантами и отработал 151-й «Шлем»

Фото: Gettyimages.ru/Julian Finney

Источник: sports.ru
Реклама